Сознание в Большой Советской Энциклопедии

СОЗНАНИЕ

свойственная человеку высшая форма психического отражения объективной реальности, основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания, к бытию, к материи.

Последовательно-материалистическое, научное, решение этого вопроса состоит в том, что сознание является особым свойством высокоорганизованной материи, оно «есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».

У реальных людей, имеющих определённую телесную и физическую организацию, сознание всегда является сознанием; оно есть результат материальной деятельности органов чувств и мозга человека, сознание, однако, не сводится к тем физиологическим процессам, которые совершаются в органах чувств и в мозгу человека, и не исчерпывается ими, как это утверждают вульгарные материалисты; оно является новым свойством материи, качественно отличным от чисто физиологических процессов, свойством, которого лишены низшие формы телесной организации.

Сознание является производным, по отношению к объективной реальности, вторичным, представляет собой отражение мира, существующего независимо от него. Сознание при этом не есть только пассивное отражение, а активный, деятельный процесс, оно не есть также «чисто субъективное», побочное явление, которое лишь сопутствует материальным процессам, но не имеет значения в материальном мире, в реальной жизни людей.

Воздействуя на человека, материальная действительность, превращается, отражаясь в его сознании, в идеальное; в свою очередь, в реальное претворяется в действительность идеальное сознание. Глубокая мысль о превращении в реальное – идеального, она для истории очень важна, но что тут много правды видно и в личной жизни человека.

Буржуазная психология ограничилась лишь установлением ряда формальных и абстрактных «законов» сознания - «относительной ясности», «непрерывности», «единства» его и тому подобного, с другой стороны, в новейшей буржуазной психологии усиленно разрабатывается учение о бессознательном в психике человека, как о совершенно особом начале, которому приписывается чисто мистическая природа, причём оно рассматривается, как скрытая сила, управляющая сознательными процессами.

Такой взгляд на отношение сознательного и бессознательного в психике человека, противопоставляющий их друг другу, является ложным. Хотя только сознательными процессами человеческая психика не исчерпывается, однако, именно сознательные процессы являются высшими и ведущими в психической жизни человека, большинство процессов, несознаваемых, как, например, навыки автоматизированные, формируются первоначально в качестве протекающих сознательно процессов, а автоматизируются лишь после этого.

Даже, образуемая несознаваемыми влечениями и так называемыми «инстинктами», собственно, бессознательная сфера психики человека, проявляется и развивается у человека в зависимости от развития его сознательной жизни. Таким образом, бессознательное и сознательное в психике человека нераздельны и в том, и в другом, хотя и по-разному, отражается общественно-историческая природа человека.

Метафизически разрешается в буржуазной психологии и другой важнейший вопрос учения о сознании: об отношении индивидуального и общественного сознания. Даже наиболее передовые представители буржуазной психологии, пытающиеся вывести особенности сознания индивида из общественного сознания, рассматривают при этом само общественное сознание, как результат взаимодействия сознания отдельных людей (как так называемое «интерпсихологическое явление»), не учитывая решающей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Психологизируя таким образом общественное сознание, они видят в индивидуальном лишь проекцию в психике отдельного человека господствующих в данном обществе понятий и способов мышления, которыми человек овладевает в процессе своего духовного общения с другими людьми. Сознание индивидов тем самым отрывается от их материального бытия.

Предполагается, что то, как именно влияют на человека объективные явления, с которыми ему приходится сталкиваться в своём практическом опыте, и как они отражаются в его сознании зависит лишь от того, в каких понятиях эти явления сознаются. В противоположность такому идеалистическому пониманию марксистское учение о сознании рассматривает сознание индивидов, как и общественное, в единстве с общественным бытием и исключает как противопоставление индивидуального и общественного сознания друг другу, так и их прямое отождествление.

Возникая па определённой ступени развития материального мира, сознание в дальнейшем качественно изменяется в зависимости от исторических условий; изучение сознания должно быть, следовательно, с самого начала историческим. Сознание человека подготавливалось всем ходом биологической эволюции. Не обладало никаким сознанием первое живое существо, оно лишь обладало первыми зачатками ощущения и свойством раздражимости. Затем постепенно развивалась способность ощущения у животных, переходя в созидание медленно, в соответствии с развитием строения их нервной системы и организма.

Некоторые простейшие организмы уже обладаю: способностью ощущения ясно выраженной, которая им позволяет ориентироваться в окружающей среде. На ступенях развития более высоких животного мира, например, у паукообразных, насекомых, у высших червей и, особенно, у позвоночных, становятся более дифференцированными ощущения, позволяющими отражать среды свойства совершеннее, точнее.

В связи с развитием коры головного мозга, у млекопитающих животных, развивается способность интегрирования, объединения, отдельных ощущений в образы вещей целостные, а затем, как это выяснено в опытах с обезьянами экспериментально, также возникает и способность отражения вещей в их соотношениях и связях.

Основу зачаточного мышления, и составляет последнее, наблюдаемого у некоторых высших млекопитающих, однако, в животном мире, развитие психики составляет лишь предысторию сознания, история его, собственно же, начинается только с развитием общества человеческого, с самого начала сознание есть общественный продукт и остаётся им, пока люди существуют вообще.

Особую форму отражения объективной реальности представляет собой сознание, отличающую психику человека качественно от психики животных, даже наиболее высоко организованных. В то время, как для животного отношение к природе его собственное, не существует, не выделяется для него, вследствие чего и сами предметы из его отношения к ним не выделяются, но в слитности с ним отражаются, человек отличает и выделяет своё отношение к окружающему его миру; поэтому и отражается сам окружающий мир им как объективный, им сознаётся.

Переход предков, животноподобных, человека к окружающей природе от инстинктивных отношений и друг к другу, к общественным отношениям, складывающимся в процессе труда, является причиной возникновения сознания человека. Именно в процессе совместной трудовой деятельности по отношению к предметам окружающей их материальной среды люди начинают сознавать свои отношения к этим предметам, так как эти отношения выступают теперь для них объективно—как отношения трудового коллектива, частью которого они являются.

Люди, тем самым начинают сознавать и предметы, окружающие их, в их объективных отношениях и свойствах, с зарождением языка непосредственно связано возникновение сознания, в котором оформляются представления людей, первые сознательные. Также древен язык, как и сознание; язык как раз и есть существующее и для других людей, практическое, и лишь существующее и для меня самого тем самым также действительное сознание.

Как и труд, в процессе которого он возникает, язык рождается из нужды людей в общении в совместной деятельности, на заре развития человеческого общества, первоначально, когда ещё не существовало звуковой речи, членораздельной, общение людей совершалось с помощью сопровождавшихся возгласами движений, эти первые, воздействовавшие на других участников производства, речевые движения и собственно рабочие трудовые движения ещё непосредственно совпадали между собой.

Отдельные предметы окружающей природы, на этой начальной ступени развития, и их свойства для сознания людей выделялись и закреплялись в языке в пределах, лишь в весьма узких, средств воздействия на природу доступных им тогда. Люди, говорит Маркс, начинают с того, чтобы пить, есть, и так далее, не „стоять" в каком-нибудь отношении, таким образом, а овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира, активно действовать, и таким образом удовлетворять свои потребности (они начинают с производства, стало быть).

Способность этих предметов, благодаря повторению этого процесса, «удовлетворять потребности» в мозгу людей запечатлевается, учатся люди и отличать внешние предметы теоретически, от всех других предметов, служащие удовлетворению их потребностей, люди дают отдельные названия целым классам этих предметов, на известном уровне дальнейшего развития, которые они уже отличают от остального внешнего мира на опыте.

На ступенях развития общества, самых ранних, значение предметов объективно-общественное, то есть обобщённое отражение их в языке и для отдельного участника трудового коллектива их смысл, между собой ещё не были дифференцированы, как называют его Маркс и Энгельс, то нерасчленённое, то есть «стадное», сознание.

На этой ступени развития сознания человеческое мышление проявлялось непосредственно в форме внешнего практического действия; ещё не было отвлечённых внутренних мыслительных процессов, не было мышления, «отделённого» от непосредственно практической деятельности. Люди, однако, в своих действиях уже руководились сознательными, речевыми по своей форме, представлениями о цели, обобщавшими опыт их коллективной трудовой деятельности.

Они, следовательно, осуществляли преднамеренные изменения окружающей природы, накладывая на неё печать своей сознательной воли. Этим деятельность человека уже тогда принципиально отличалась от деятельности высших животных. Новая, более высокая ступень развития сознания, в основе которой лежит переход к родовому обществу, связана с освобождением речи от ограничивающих её возможности ручных движений и с её переходом на двигательно более богатый голосовой аппарат, который подчиняется теперь новой задаче произнесения звуков речи.

Возникает звуковая речь, язык слов, одновременно возникают и собственно теоретические процессы сознания, речевые, высказываемые суждения. Эта дифференциация функций речи функции общения в непосредственно совместной трудовой деятельности, с одной стороны, и функции осознания в форме словесного мышления, с другой, совершалась в условиях всё более развивавшегося разделения умственного и физического труда.

С этим связаны изменения самой структуры сознания. Благодаря возникшему общественному разделению труда и дальнейшему развитию языка, в речи и сознании индивидов значения слов конкретизируются, приобретая смысл, отражающий своеобразное, особенное отношение данного субъекта к сознаваемому явлению. Прежняя слитность индивидуального и общественного сознания превращается в их расчленённое единство.

При переходе к классовому обществу наступили дальнейшие коренные изменения в сознании, теперь все более отделяется от непосредственной своей связи с внешней речью и с процессами общения мышление. Развивается собственно внутренняя деятельность сознания, процессы соотнесения и связи суждений, развивается отвлечённое, рассуждающее, дискурсивное мышление, которое впоследствии образует высшие формы логического мышления.

Внутренняя речь—мышление—и внешняя, устная и письменная речь, всё более дифференцируются и отдаляются друг от друга, так что возникает сложный процесс перехода между ними: от смутной идеи, зарождающейся в форме внутренней речи, несущей в себе нерасчленённый ещё смысл, к развитой мысли, оформленной в системе языковых значений, внешне выраженной или же беззвучной, произносимой сиро себя».

Возникает новое отношение индивидуального и общественного сознания, общественное сознание выступает теперь как классовое, идеи и понятия, выдвигаемые господствующим классом, в сознании отдельных людей преломляются и для них приобретают, в зависимости от того, каково их собственное реальное общественное бытие, тот или иной смысл, которое определяется их классовой принадлежностью прежде всего.

Следовательно, так же, как и общественное сознание, индивидуальное сознание в условиях классового общества, неизбежно является классовым, столь же противоположным и различным у представителей разных классов, сколь противоположны и различны общественные условия их самой жизни. Как и всякая деятельность людей, их теоретическая деятельность, деятельность их сознания, отвечает их стремлениям и целям и побуждается стоящими перед ними задачами, вытекающими из особенностей их жизни.

«Именно потому, что мышление... есть мышление данного определённого индивида, оно остаётся его мышлением, определяемым его индивидуальностью и условиями его жизни». В осуществлении своих стремлений люди неизбежно встречаются с уже готовыми сложившимися представлениями, понятиями и способами мышления, которыми они овладевают и которые проникают в их сознание.

Однако преломление тех или иных понятий и идей в сознании отдельных людей и степень их влияния на жизнь последних зависит от того, насколько эти понятия и идеи соответствуют реальным условиям и содержанию их собственной жизни. При известных исторических обстоятельствах идеи господствующего класса могут овладеть сознанием индивидов, принадлежащих противоположному классу, вопреки тому, что их объективное бытие противоречит этим идеям, которые являются силой, препятствующей развитию общественных отношений; однако в дальнейшем ходе исторического процесса они неизбежно уступают своё место новым, революционным идеям, проникающим в сознание людей.

Так, на известном историческом этапе, частнособственнические отношения проникают в сознание людей, овладевают их мышлением и закрепляются в идеологии господствующего класса, которая является господствующей идеологией. Однако, при развитии производства, крупного капиталистического, в дальнейшем, которое объединяет рабочих между собой и сообщает их труду «социалистический оттенок», вырабатывается новое, пролетарское сознание, соответствующее классовому положению пролетариата.

Общественное бытие пролетариев неизбежно порождает влечение к социализму у них, при этом революционные идеи научного социализма они легко усваивают, которые для них приобретают действенный жизненный смысл. Этому сложному соотношению общественного и индивидуального сознания соответствуют конкретно психологические особенности, являющиеся главными, характеризующие у человека строение развитого индивидуального сознания.

Человек отражает окружающий его мир на основе получаемых им чувственных впечатлений, к которым присоединяю все чувственные образы его памяти и которые окрашиваются его эмоциональными переживаниями. Эти содержания сознания образуют как бы материальную ткань его, чувственное его богатство, его многокрасочность. Но человек, вместе с тем, воспринимает явления действительности, мысля их в их единстве, в их связях и отношениях, открытых людьми в результате опыта многовековой общественной практики, который кристаллизуется в языке, в науке—в объективной системе общественной идеологии.

Каждый отдельный человек не открывает и не может открыть самостоятельно знаний, накопленных человечеством; он овладевает ими в процессе обучения. Явления окружающего мира преломляются в его сознании через призму тех обобщений, которыми он владеет. При этом сознание человека не тождественно мышлению, осознание не тождественно пониманию. Говоря о различии индивидуального сознания, например, буржуа и пролетария, мы имеем в виду не только различие в их знаниях, в понимании.

Различия в индивидуальном сознании людей заключаются также и в том, как человек относится к тому, что он знает, какой смысл оно для него имеет. То же самое и в развитии сознания: развитие которого у индивидуального человека не сводится только к развитию его знаний, ко все более полному овладению им соответствующей системой выработанных обществом представлений и понятий. При известных условиях познанное, понятое человеком может остаться достоянием как бы только его мышления, не изменяя при этом его действенного отношения к миру, действительного сознания ого личности в целом.

Поэтому передовая русская философская, психологическая и педагогическая мысль в лице Герцена, Добролюбова, Ушинского и других, развивала, в противоположность господствовавшим в западноевропейской науке идеям, взгляд на развитие сознательного человека, как на развитие его действенного «отношения к окружающему».

Сознание человека определяется не теми идеями и понятиями, с которыми он встречается, самими по себе, сознание определяется реальной жизнью человека—жизненными интересами, побуждениями и мотивами, которые придают самим понятиям в сознании человека тот или иной действенный смысл. На разных исторических этапах отношение между накопленными обществом знаниями и их преломлением в индивидуальном сознании человека столь же различно, как различны при разных социальных формациях отношения между индивидом и обществом.

При капитализме отделение основной массы производителей от средств производства происходит не только в области материальной жизни, но также и в области духовной жизни; оно неизбежно ограничивает возможность полного и всестороннего развития человеческого сознания. Только уничтожение частной собственности на средства производства и освобождение человеческого труда устраняет также все препятствия для безграничного развития сознания людей.

Полное освобождение всех человеческих чувств и, свойств представляет уничтожение частной собственности, переход к социалистическому сознанию означает возникновение новых форм сознания, нового ого строения и содержания. Новое отношение к труду, обусловленное тем, что человек в социалистическом обществе, работает на себя, а не на эксплуататоров, на свой класс, на общество, придёт новый смысл всей деятельности людей, порождает у них новью чувства и стремления.

Отношение индивидуального и общественного сознания коренным образом изменяется: духовные богатства общества, исторически накопляющиеся в виде идей, знаний, научных и художественных произведений, становятся достоянием широких народных масс. Ложные, иллюзорные представления и идеи, не имея для себя почвы в объективных общественных условиях, утрачивают свой смысл и теряют влияние на сознание людей.

Конечно, новое, социалистическое сознание не формируется сразу и само по себе, без борьбы со старой идеологией, но требует преодоления реакционных пережитков в сознании, активного воспитания людей, внедрения и всестороннего развития коммунистического мировоззрения.

Духовная жизнь общества - общественное сознание - отражающая условия материальной жизни людей, экономический строй общества. Марксистско-ленинское учение об общественном сознании состоит из двух неразрывно связанных частой—учения о происхождении и развитии общественного сознания, в котором устанавливается первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, и учения о значении и роли общественного сознания в общественной жизни, в котором выясняется характер обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие.

Под общественным бытием марксизм-ленинизм понимает условия материальной жизни общества, прежде всего—способ производства материальных благ. В противоположность идеализму, который утверждает, что сознание людей определяет их бытие, что идеи правят миром, творцы исторического материализма впервые в истории человеческой мысли доказали, что общественное бытие определяет общественное сознание, каковы условия материальной жизни общества, каково бытие общества, таковы и его теории, идеи, политические учреждения и политические взгляды.

Духовная жизнь общества, проявляющаяся в многообразных формах общественного сознания—морали, философии, науке, искусстве, религии, является отражением условий его материальной жизни, отражением правильным, адекватным или ложным, искажённым. В нравственных нормах, теоретических идеях и художественных образах отражаются объективные материальные условия социальной действительности. С изменением общественного устройства изменяется и общественное сознание.

Экономическое развитие общества лежит в основе его духовного развития. Сначала изменяется бытие людей, а лишь затем изменяется их сознания, сначала изменяются внешние материальные условия, а затем соответственно изменяются идеи людей. Научного социализма ещё не было и в помине, пояснял этот вопрос И. В. Сталин в своей работе «Анархизм или социализм?», а узко существовал капитализм и велась классовая борьба.

Ещё не возникла социалистическая идея, а процесс производства уже имел общественный характер. Общественное сознание в Советском государство отражает общественное бытие, созданное в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. С изменением характера труда в СССР произошёл коренной переворот в отношении людей к труду.

Сколь различны в классовом обществе материальные условия жизни и деятельности людей, столь различно и их сознание. В силу этого общественное сознание в классовом обществе необходимо принимает классовый характер. Господствующими идеями в классовом обществе являются идеи господствующего класса, который стремится навязать другим классам свои представления, идеи, обычаи. Идейная борьба, всегда сопровождающая социальные движения, в антагонистическом обществе является одной из форм классовой борьбы, которая коренится в экономической области.

В противоположность вульгарной социологии, исторический материализм познаёт общественную жизнь во всей её сложности и противоречивости. Рассматривая вопрос об общественном бытии и общественном сознании» вульгарные социологи отбрасывают все промежуточные звенья между экономикой и формами общественного сознания и превращают формы общественного сознания в результат непосредственного и автоматического действия экономических «факторов». Упрощённое, вульгарное понимание общественной жизни коренится в непонимании диалектики, в неумении применить её к общественным явлениям.

Согласно историческому материализму, общественное сознание лишь в конечном счёте определяется развитием экономической жизни общества, которая воздействует не только непосредственно, но и через целую систему промежуточных звеньев (политический строй, форма семейно-брачных отношений и так далее); кроме того, развитие форм общественного сознания зависит от уже достигнутого ранее уровня самого общественного сознания.

Различные формы общественного сознания находятся в состоянии многостороннего взаимодействия: право влияет на мораль, мораль на искусство и литературу, последние, в свою очередь, воздействуют на нравственность и так далее. Однако при всём сложном взаимодействии между различными формами общественного сознания, в конечном счёте все они определяются материальными условиями жизни людей.

Творцы исторического материализма не ограничились объяснением происхождения и развития общественного сознания, но дали также впервые научное решение вопроса о роли и значении общественного сознания в общественной жизни. Марксу и Энгельсу в борьбе против господствовавшего идеалистического взгляда, согласно которому общественное сознание определяет общественное бытие, пришлось главное внимание уделить материалистическому обоснованию первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

Энгельс писал - возражая нашим противникам, нам приходилось подчёркивать главный принцип, который отрицали они, и находилось не всегда достаточно времени, поводов и места отдавать должное и участвующим во взаимодействии остальным моментам. Ленин и Сталин, развивая взгляды Маркса и Энгельса в новую историческую эпоху, когда по-новому встал вопрос об активной роли революционного сознания, революционных идей, особенное внимание уделили обоснованию организующей, мобилизующей и преобразующей роли передовых идей в классовой борьбе.

Если сознание людей отстаёт в своём развитии от их бытия, то задача революционной партии поднимать сознание масс до уровня их исторических задач. Ленин и Сталин обосновали учение о внесении социалистического сознания в рабочее движение, о соединении социалистической теории с массовым рабочим движением. В борьбе против экономистов и меньшевиков, которые преуменьшали активную роль революционного сознания и не признавали великой преобразующей роли передовой теории, Ленин и Сталин разработали учение об обратном воздействии общественного сознания на общественное бытие.

Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, в свою очередь, само воздействует на это бытие. Это обратное воздействие может выражаться в двоякой форме: в прогрессивной, революционной и регрессивной, реакционной. Реакционными являются идеи и теории, отжившие свой век и выражающие интересы умирающих, отживающих сил общества, они тормозят продвижение вперёд общество, его развитие, в этом состоит их значение.

Новые, прогрессивные идеи отражают стремления передовых сил общества, и их значение состоит в том, что они облегчают продвижение общества вперёд, невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы. Новые идеи и теории возникают лишь после того, как развитие материальной жизни поставило перед обществом новые задачи.

Но, возникнув и овладев сознанием масс, идеи становятся силой, облегчающей разрешение новых исторических задач. История партии Ленина—Сталина служит наиболее ярким примером того, как велико организующее, мобилизую нее и преобразующее значение революционных идей в общественном развитии. Источником величайшей силы и жизненности большевистской партии является то, что она руководствуется самыми передовыми революционными идеями, правильно отражающими исторические задачи общественного развития.

Идеология партии опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской науки, которая указывает ей единственно правильный путь в борьбе за свои идеалы, даёт ей глубокую уверенность в своей победе. Внеся революционное сознание в массовое рабочее движение, партия Ленина—Сталина сделала его достоянием народных масс и тем самым превратила свои идеи в могучую силу революционного преобразования действительности.

Идеи большевистской партии лежат в основе политики, которую проводит Советское государство. Идейность советского человека проверяется том, как проводит он в жизнь советскую политику, насколько подчиняет он всю свою работу насущным политическим задачам, стоящим перед Советским государством. В период Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии идеи партии Ленина—Сталина наряду с её организаторской деятельностью подняли против врага все силы советского народа и вдохновили его на великий патриотический подвиг. Враг понёс не только сокрушительное военное поражение, но и полное морально-политическое поражение. В Великой Отечественной войне победило не только советское оружие, но и наше мировоззрение, наши идеалы.

Рекомендуем Прочитать:

Серна вид антилоп, особого, единственного, рода ...
Стратиграфия учение о слоях, часть исторической геологии ...

кс   Большая Советская Энциклопедия: Читаем, Познаём, Развиваемся ...